Омовение ног — обряд, повторяющий описанное в Евангелии омовение ног апостолов, которое совершил Иисус Христос перед Тайной Вечерей, в Сионской горнице в Иерусалиме. Данный обряд вошёл в богослужебную практику ряда христианских церквей. На Востоке в древности данный обряд был обычаем гостеприимства
В Ватикане, как и во всей католической церкви, обряд омовения ног совершается в Великий четверг на вечерней мессе воспоминания Тайной Вечери. Предстоятельствующий на мессе священник, омывает ноги 12 прихожанам. Обряд проводится после проповеди, перед началом Евхаристической литургии.
Папа Римский Франциск омывает ноги малолетним преступникам в римской тюрьме
В 2013 году впервые в истории Ватикана и католической церкви, обряд омовения ног совершил лично Папа Римский Франциск: он посетил римскую тюрьму для несовершеннолетних преступников и омыл ноги двенадцати малолетним заключенным. Также впервые в истории католической церкви, среди тех, кому омывали ноги оказались две девушки, а также последователи различных религий, в том числе и мусульмане.
Происхождение обряда омовения ног Омовение ног ученикам описано только в Евангелии от Иоанна. Согласно его рассказу, в начале тайной вечери:
"Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
"Омовение ног" - фреска Джотто в капелле Скровеньи
Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете"
Символическое значение обрядаВ иудейской традиции были всеразличные ритуальные омовения перед участием в разных обрядах. в данной истории Иисус и ученики участвовали в священной трапезе пасхи. До начала трапезы каждый должен был омыть свое тело по обряду. Придя на место совершения священной трапезы ноги участника (возлежащего) были оскверненны, поэтому слуги не участвовавшие в трапезе омывали ноги гостям.
Когда Иисус подошел к Петру для омовения его ног в образе полураздетого раба (так как он снял с себя верхнюю одежду) , Петр отказался от услуг Учителя, считая неприемлемым дать Ему умыть свои ноги унизив Учителя до уровня раба. Затем Петр предлагает компромис чтобы Иисус умыл ему руки и голову, таким образом соглашаясь на услуги не раба а равина, так как равины совершали священные омовения своих учеников. Но Иисус преднамеренно занял позицию слуги, а не господина или священника. Этим самым Он в корне меняет принятые устои отношений между сословиями.