Дорогие братья и сестры, здравствуйте!В прошлую среду я подчеркнул глубокую связь между Святым Духом и Церковью. Сегодня мне бы хотелось начать ряд катехизических наставлений о тайне Церкви, – о тайне, которой все мы живем и частью которой являемся. Мне бы хотелось сделать это с помощью широко распространенных выражений из текстов II Ватиканского Собора.
Сегодня первое такое выражение: Церковь как семья Божья.
В эти месяцы я неоднократно ссылался на притчу о блудном сыне, или, скорее, о милосердном отце (ср. Лк 15,11-32). Младший сын оставляет отчий дом, пускает по ветру наследство и решает вернуться, потому что понимает, что совершил ошибку, но он не считает себя больше достойным быть сыном и думает, что отец может принять его обратно хотя бы как слугу. Отец же, напротив, бежит ему навстречу, обнимает его, восстанавливает его в достоинстве сына и устраивает пир. Эта притча, как и другие в Евангелии, хорошо показывает замысел Божий о человечестве.
В чем заключается этот замысел Бога? В том, чтобы создать из всех нас единую семью Его детей, в которой каждый чувствовал бы Его близким и любимым Им, как в евангельской притче, ощутил тепло семьи Божией, будучи ее частью. В этом великом замысле находит свой корень Церковь, которая вовсе не является некой организацией, рожденной из соглашения нескольких людей, но – как нам неоднократно напоминал Папа Бенедикт XVI – это Божье дело, рожденное именно из этого замысла любви, который постепенно осуществляется в истории.
Церковь рождается из желания Бога призвать всех людей к общению с Ним, к Его дружбе, и больше того, к участию, как Его чада, в Его божественной жизни. Само слово "Церковь”, по-гречески ekklesia, означает "собрание”: Бог собирает нас, побуждает нас выйти из индивидуализма, из склонности замыкаться в себе и призывает стать частью Его семьи. И этот призыв имеет свои истоки в самом сотворении. Бог создал нал для того, чтобы мы жили в отношениях глубокой дружбы с Ним, и даже когда грех прервал эти отношения с Ним, с другими и с творением, Бог нас не оставил. Вся история спасения – это история Бога, Который ищет человека, предлагает ему Свою любовь, принимает его. Он призвал Авраама стать отцом множества, избрал народ Израиля, чтобы заключить завет, который распространялся бы на все народы, и в полноте времен послал Своего Сына, чтобы Его замысел любви и спасения осуществился в новом и вечном завете со всем человечеством.
Читая Евангелия, мы видим, что Иисус собирает вокруг Себя маленькую общину, которая принимает Его слово, следует за ним, разделяет Его путь, становится Его семьей, и вместе с этой общиной Он подготавливает и строит Свою Церковь.
Итак, из чего рождается Церковь? Она рождается из высшего жеста любви Креста, из пронзенного бока Иисуса, из которого истекают кровь и вода, символ Таинств Евхаристии и Крещения. В семье Божьей, в Церкви источником жизненной силы является любовь к Богу, которая конкретизируется в любви к нему и к другим, ко всем, без различия и меры. Церковь – это семья, в которой все любят и любимы.
Когда проявляет себя Церковь? Мы праздновали это два воскресенья назад; она проявляет себя когда дар Святого Духа наполняет сердца апостолов и побуждает их выйти и начать путь, чтобы проповедовать Евангелие, распространять Божью любовь.
Даже сегодня кто-то говорит: "Христу да, Церкви нет”. Тем самым они уподобляются тем, кто говорит: «я верю в Бога, но не священникам”. Но ведь именно Церковь несет нам Христа и ведет нас к Богу; Церковь – это большая семья детей Божиих. Конечно, в ней есть и человеческие черты; в тех, кто ее составляют, в пастырях и верных, есть недостатки, несовершенства, грехи, и у Папы они есть, и много, но самое прекрасное заключается в том, что когда мы понимаем, что согрешили, встречаем милость Бога, Который всегда прощает. Не забывайте об этом: Бог всегда прощает и принимает в Своей прощающей и милующей любви. Некоторые говорят, что грех есть оскорбление Бога, но также возможность для смирения, чтобы понять, что есть что-то еще более прекрасное: милосердие Бога. Подумаем об этом.
Спросим себя сегодня: как сильно я люблю Церковь? Молюсь ли я о ней? Чувствую ли я себя частью семьи Церкви? Что я делаю для того, чтобы она была общиной, в которой каждый ощущал себя принятым и понятым, ощущал милость и любовь Божью, которая обновляет жизнь? Вера – это дар и акт, который касается нас лично, но Бог призывает нас жить вместе нашей верой, как семья, как Церковь.
Попросим Господа, по-особому в этот Год веры, чтобы наши общины, вся Церковь, становились все больше истинными семьями, которые живут теплом Божьим и несут его окружающим.