Ватикан, впервые принимающий участие в венецианской арт-биеннале, представил современную трактовку библейской "Книги Бытия" с помощью интерактивной инсталляции, черно-белых фото и замороженной живописи в своем проекте, открывающемся в пятницу.
По словам комиссара павильона Святого Престола председателя Папского совета по культуре кардинала
Джанфранко Равази, для своего первого присутствия на биеннале они выбрали тему, фундаментальную и для культуры, и для Церкви, к которой, вдобавок, уже обращались многие художники, чьи работы оставили значительный след в истории искусства.
Цитата из Микеланджело, например, представлена на этой выставке современной интерпретацией в исполнении римского художника Тано Феста, который использовал фрагменты его фресок из Сикстинской капеллы - фигуру и лицо Адама из сцены "Сотворения человека", а также образ змея-искусителя. Вводный раздел демонстрирует, что Ватикан издавна покровительствовал искусству и по сию пору не намерен сдавать своих позиций.
Далее начинается основной раздел экспозиции под названием "В начале", также трехчастный по составу. Сначала зритель попадает в "Сотворение" и даже может стать причастным к этому процессу. Интерактивная инсталляция миланской арт-группы Studio Azzurro, названная также как и сама выставка - "В начале", приводится в движение с помощью прикосновений ладоней. Камни на экранах превращаются сначала в бессловесный мир растений и животных, а затем в мир, населенный разноголосыми людьми.
В разделе "Разрушение" выставлены 18 крупноформатных фотографий чешского фотографа Йозефа Куделки, знаменитого своей документацией "Пражской весны". По замыслу организаторов проекта, эти снимки отражают губительное вторжение человека в окружающую среду и разрушительное влияние времени. И действительно, несмотря на наличие признаков человеческой цивилизации, черно-белые пейзажи - природные и индустриальные, отлично подошли бы для иллюстрирования фантастической книги о Марсе. Настолько неуютными и пустыми они выглядят, хотя и снимались в течение последних 30 лет в Европе и на Ближнем Востоке.
Завершается выставка, тем не менее, на оптимистичной ноте: за "Воссоздание" отвечают светоносные крупноформатные картины американского художника австралийского происхождения Лоуренса Кэролла. Он был выбран за способность придавать новые смыслы традиционным материалам и создавать произведения, циклически "умирающие" и "воскресающие". Его инсталляция, сделанная специально для этой выставки, состоит из четырех гигантских картин. Они написаны с помощью масляных красок и воска: для создания одной из них потребовалось электричество, а для другой - скрытая за стеной павильона холодильная установка, благодаря которой зрители видят то замерзающее, то оттаивающее полотно в золотистых тонах.
Ватикан стал одним из десяти новых участников биеннале. Для публики его павильон откроется 1 июня и продолжит свою работу до 24 ноября.