Годы жизни: 16 мая 1611 - 12 августа 1689
Понтификат: 21 сенятбря 1676 - 12 августа 1689
Бенедетто Одескальки родился в Комо. Мечтал быть военным, но затем начал изучать право в университетах Рима и Неаполя. Был воспитанником Иезуитов.
Дом в Комо, где родился Бенедетто Одескальки
Окончив обучение, Бенедетто поступил на службу к Урбану VIII. Начав с второстепенных должностей в курии и дослужился до сана кардинала и возглавил епархию Новары, отличившись на этом месте благотворительной деятельностью, лично оказывая помощь населению, страдавшему от стихийных наводнений и эпидемии чумы. Как епископ Новары Одескальки Он был священнослужителем сурового образа жизни, склонным к моральному ригоризму.
Несмотря на сильное сопротивление французского посла, конклав 1676 года избрал Одескальки папой, рассчитывая на то, что его решительность и моральный авторитет вернут апостольской столице былое значение на международной арене.
Его Святейшество Иннокентий XIИннокентий XI начал свой понтификат с реформы церковных отношений в собственном государстве. Он отличался исключительной строгостью нравов, требуя того же от остального духовенства. Он запретил в Риме азартные игры, закрыл игорные дома, запретил женщинам носить платья с глубокими декольте и стимулировал католиков как можно чаще принимать причастие.
Герб Иннокентия XI
Понтификат Иннокентия стал кратким периодом, когда при папском дворе было на время покончено кумовством. От кардиналов он требовал экономии, что позволило ему не только ликвидировать дефицит бюджета, но и превысить доходы над расходами.
Папа, повздоривший с ФранциейВ области международной политики дело дошло до серьёзных разногласий между энергичным папой и ревниво охраняющим свою абсолютную власть королём Франции Людовиком XIV. Король-Солнце наложил руку на регалии епископств Лангедока, Гиени, Прованса и Дофинэ, нарушив постановления Лионского собора 1274 г. В 1682 г. съезд французского духовенства, созванный Людовиком, принял постановление из четырех статей, провозглашавшее автономию французской церкви от Рима (так называемую доктрину свободы галликанской церкви).
Иннокентий XI принимает послов
Иннокентий осудил это постановление и отказался утвердить епископов для 35 французских епархий. Чтобы задобрить папу, Людовик стал изображать из себя фанатичного католика, в 1685 г. отменил Нантский эдикт и начал гонения против гугенотов, однако Иннокентий не изменил решения. Более того, он лишил дворцы иностранных послов в Риме статуса убежища, в котором мог укрыться любой преступник, и отказался признавать французского посла маркиза Лавардена. Однако дипломат во главе вооруженного отряда из восьмисот человек захватил посольский дворец силой.
Конфликт еще больше усилился после того как Иннокентий назначил архиепископом Кёльна неугодного Людовику Йозефа Клемента. В ответ король оккупировал Авиньон и бросил в тюрьму папского посланника. Неизвестно к чему привело бы это противостояние, если бы не ослабление французского влияния в Европе вскоре после смерти Иннокентия.
Папская дипломатия Иннокентия XIИннокентий продолжал поддержку европейских держав, боровшихся против османов, и пожертвовал несколько миллионов скуди Австрии и Венгрии. Победа, одержанная над Оттоманской империей польским королём Яном Собеским под Веной была признана в Риме триумфом католицизма, представленного теми государствами, которые преданно подчиняются священному авторитету преемника св. Петра. В честь победы под Веной Иннокентий установил праздник, посвященный Деве Марии и отмечающийся 12 сентября.
Попытка вмешательства Иннокентия XI в дела Англии ускорили падение короля-католика Якова II. В 1688 году в результате так называемой Славной революции Яков был изгнан из страны, что окончательно похоронило надежды на объединение англиканской церкви с папством.
Иннокентий XI был дальновидным администратором. Он поправил финансовое положение папского государства, но не проявил себя как щедрый меценат искусства.
Монумент Иннокентия XI и его саркофаг в соборе святого Петра
Об Иннокентии XI сложилось мнение как о святом, но французская оппозиция всячески препятствовала его беатификации, и лишь в 1956 г. он был признан блаженным. Этому способствовал тот факт, что тело Иннокентия, извлеченное из склепа, оказалось нетронутым тлением.