По сей день даже многие священники не знают, в чем заключается роль
Апостольской пенитенциарии и в каких случаях и как к ней обращаться: с этой констатации регент Апостольской пенитенциарии монс. Кшиштоф Юзеф Ныкель начал свое выступление на конференции в Палермо, посвященной Таинству Покаяния.
Скудные знания о роли Верховного трибунала Апостольской пенитенциарии – сказал монс. Ныкель, - можно объяснить недостатком информации о деятельности Римской Курии вообще. В 60-70-е годы прошлого столетия в лоне Церкви появилась тенденция «антиюридизма», окружившая негативным ореолом всё, что относится к каноническому праву. Оно стало рассматриваться как нечто противостоящее любви и чуждое пастырскому окормлению душ. Церкви достаточно Евангелия и «закона любви», - утверждали сторонники этой тенденции, причисляя каноническое право к явлениям светского общества и обвиняя его в несоответствии природе Церкви.
Однако – пояснил регент Апостольской пенитенциарии, - концепция канонического права основана на «том, что справедливо в Церкви». Существование канонических норм делает возможной справедливость, позволяя «дать каждому то, что принадлежит ему по праву». Не признавая этого права, мы совершали бы акт несправедливости.
Далее монс. Ныкель объяснил, в чем заключается специфика церковного права по сравнению со светским. Существуют грехи, расцениваемые каноническим правом как преступления. Не все грехи являются преступлениями, но все преступления являются грехами: таковы особенности уголовно-процессуального канонического права, существующего с самого начала истории Церкви.
Апостольская пенитенциария – это старейшее ведомство Римской Курии. Авторитетные источники упоминают о его деятельности уже в XII веке. В Кодексе канонического права нет особых упоминаний об этом органе, в то время как конституция «Pastor bonus» отводит ему первое место среди Апостольских трибуналов, вместе с Верховным трибуналом апостольской сигнатуры и Трибуналом Римской Роты. В отличие от этих двух судебных органов, Апостольская пенитенциария исполняет исключительно духовную функцию, непосредственно связанную с главной целью Церкви – спасением душ.
На самом деле, все без исключения органы Святейшего Престола направлены к этой цели, но особым образом, непосредственно эту функцию исполняет именно пенитенциария. Она призвана содействовать примирению грешника с Богом и Церковью.
Грех, как пояснил регент пенитенциария, касается не только Бога и кающегося: грех – как показывает всеобщий опыт - ранит всю Церковь. Поэтому посредничество Церкви в прощении грехов является волей Бога. Оно не возникло постепенно, со временем, и не было учреждено как некая бюрократическая форма отпущения грехов. Это посредничество принадлежит к самой природе Церкви и относится к личным взаимоотношениям между Богом и верующим.
Это – орган «милости» и «милосердия» на служении Церкви, исповедников и верных. Поскольку грех имеет также социальные последствия, Таинство Покаяния – сказал в заключение монс. Ныкель, - примиряет не только душу с Богом, но и верующего с Церковью, исцеляя рану, которую грех наносит церковному общению.