• История государства Ватикан: от римских императоров до Латеранских соглашений
  • Трупный синод: мистический суд над мертвецом в Латеранской Базилике
  • Братство Иллюминатов существует и Ватикан - всего лишь его орудие для установления Нового Мирового Порядка?
  • Беатификация и канонизация в католической церкви: как Ватикан провозгляшает людей святыми и блаженными.
  • На чем ездит Папа Римский. История *папамобилей*
  • Замок Святого Ангела: гробница, убежище, тюрьма, музей.
  • Идем по Пути Просвещения Иллюминатов из книги Дэна Брауна *Ангелы и Демоны*
  • Перевернутый крест в Ватикане: воспоминание о Святом Петре, или знак сатаны?
  • История трех пап, как и Бенедикт XVI отрекшихся от престола Святого Петра
  • Папа Франциск - биография, выступления и проповеди нынешнего Понтифика
  • Сексуальные домогательства католических священников к детям - стали ли они причиной отречения Папы Бенедикта XVI?
  • Верные стражи Святого Престола - швейцарская гвардия и жандармерия Ватикана
  • Папы - маги и папы - колдуны: легенды, или секретная история Ватикана?
  • Традиции и обычаи Ватикана и католической церкви: праздники, ритуалы, мистерии
  • Римские Папы и антипапы: правители и хозяева Ватикана
  • ЭКЗОРЦИЗМ. Изгнание демонов - так это бывает на самом деле
  • Даже на Римского Папу иногда рисуют карикатуры. Хотите посмотреть?

Традиции и обычаи Ватикана

Главная » Статьи » История и традиции Ватикана » Традиции и обычаи Ватикана

На чем ездит Папа Римский. История *папамобилей*
Машины бывают разные. Достоинство одних - в скорости, других в комфорте салона, третьи - это дорогая игрушка, предназначенная не столько для поездок, сколько для поддержания собственного тщеславия. Но есть в мире автомобили, судьба которых уникальна. Эти машины никто и никогда не покупал и не продавал. Их только дарили. Кому? Преемнику князя Апостолов, верховному понтифику Вселенской Церкви, патриарху Запада, примасу Италии, архиепископу и митрополиту Римской провинции, монарху города-государства Ватикан. Или, проще говоря, Папе Римскому.

Как автомобили появились в Ватикане?

Фактически, рождение такого понятия, как «папамобиль», случилось больше столетия назад: в 1909 году кардинал Фарлен, являвшийся еписком Нью-Йорка,  сделал роскошный подарок папе римскому Пию X. Он подарил ему шикарный и невероятно модный в то время автомобиль Itala 20/30.


Itala 14/18 CV Roadster. Раньше она принадлежала не кому-нибудь, а самому князю Монако Pенье III. Это ближайшая родственница той самой Itala 20/30

Подарок был уникален сам по себе: в те годы по дорогам Италии бегало всего около 6000 безлошадных экипажей. От самобеглой коляски Понтифик не отказался, но приобретением не пользовался: во-первых, поначалу церковь крайне настороженно восприняла появление нового транспорта, нередко называя автомобили «дьявольским изобретением»; во-вторых, глава каталиков прослыл закоренелым аскетом и любил повторять: «Я родился бедным, жил бедным и хочу умереть бедным».

Однако была и другая причина — до 1929 года Папа Римский не мог выходить за пределы своего карликового государства, а по дорогам Ватикана много не наездишь.

В итоге пробег роскошной машины за все время его понтификата составил 12 км — кардинальский подарок просто-напросто пылился в гараже, среди многочисленных карет Ватикана.

Об автомобильных пристрастиях следующего Папы, Бенедикта XV, ничего не известно, но, судя по записям и хроникам того времени, он также игнорировал самобеглые коляски, предпочитая стремительно устаревающие кареты и паланкины. Но с приходом его преемника, Пия XI, ситуация изменилась. Новый Папа покорился техническому прогрессу, с большим интересом относился к различным техническим новинкам и не только прослыл большим любителем автомобилей, но и стал первым папой римским, который самостоятельно управлял машиной.

  
Папа Пий XI и пара машин из его гаража: Bianchi 20 и Citroen

В двадцатые годы автопарк Святого Престола начал стремительно разрастаться. Кареты переехали в музей Ватикана, и к концу понтификата Пия XI в его распоряжении было уже шестнадцать автомобилей, в основном итальянских. Достоверно известно, что Папа пользовался машинами марки Bianchi. Например, в 1922 году в Ватикане появился автомобиль Bianchi 15, четырьмя годами позже — Bianchi 20. Были и автомобили Fiat — например, солидный Fiat 525, и даже великолепная Isotta Fraschini модели 8A.


Isotta Fraschini 8А

Двадцатые годы: кто успеет подарить машину Папе Римскому - тот и победил

Именно тогда производители автомобилей поняли, что подарить машину Папе Римскому — отличная реклама собственной продукции, а потому начали настоящую борьбу за право предоставить транспортное средство духовному лидеру католиков. Ведь Папа Римский, будучи яркой публичной фигурой, часто попадал на передовицы газет и в кадры кинохроники. А вместе с ним — и его экипаж. Говорить о рекламе в связи со Святой Церковью как-то неприлично, но явление product placement, то есть позиционирование, возникло явно не сегодня.

Говорят, даже Генри Форд планировал создать эксклюзивный «папамобиль», но итальянские производители отстояли право предоставлять автомобили понтифику. Первой маркой, которая смогла потеснить итальянцев, оказался французский Citroen, вручивший Пию XI невероятно роскошный и фантастически красивый Citroen C6E Lictoria.

  
Citroen Lictoria - первая иностранная машина римских Понтификов

Строили уникальную машину не во Франции, а все в той же Италии, в Милане. Многие детали, включая решетку радиатора, были покрыты позолотой, закрытый салон был украшен вышивкой с вензелями святого Христофора, покровителя путешественников. А посреди салона возвышался трон Папы, отделанный сиреневым бархатом. По традиции никто не мог считать себя равным первоиерарху Католической Церкви, поэтому место в заднем ряду было только одно.

Появление «Ситроена» было не случайным: В 1929 году Римский Папа и итальянское правительство, возглавляемое Бенито Муссолини, подписали Латеранское соглашение, по которому Папе впервые с 1870 года было разрешено покинуть пределы Ватикана. Святой Престол получил формальный суверенитет от Италии. В честь столь знакового события и создали папский «Ситроен», наездивший скромные 155 км и ныне являющийся экспонатом Museo delle Carrozze.

После обретения Ватиканом независимости подарки посыпались как из рога изобилия. Теперь каждый крупный автозавод желал облагодетельствовать Святой престол новой машиной, но серьезнее остальных выступил Mercedes, подаривший лимузин 460 Nurburg. Этот Mercedes строили почти два года, правда, основную часть работы пришлось делать не механикам и инженерам, а краснодеревщикам и обивщикам: в интерьере применили атлас, парчу, вышивку, серебро и ценные породы дерева. Немецкий лимузин Пию XI понравился, и он частенько катался на этой машине по дорожкам вокруг дворца.

  
Mercedes-Benz модели 460 Nurburg 2

Между водителем и понтификом стояла стеклянная перегородка и с водителем, папа общался при помощи кнопочного пульта. Например, если папа нажимал кнопку ("Destra" - на право), на водительской панели зажигалась именно эта кнопка, и водитель совершал маневр.

"Мерседес" оказался долгожителем и на нем любил ездить даже Иоанн Павел II. Шикарный немец был не единственным в гараже Ватикана. В гараже Папы появились также американский Graham Paige 837 с кузовом, выполненным американским ателье Le Baron.


Американский подарок - Graham-Paige 837 Phaeton Le Baron

Занявший престол в 1939 году Пий XII получил от своего предшественника весьма солидный автопарк. Особенно восхищал нового Папу кабриолет Mercedes-Benz 320, появившийся в гараже Ватикана в том же 1939 году и ставший одной из самых любимых машин понтифика. Кабриолетов этой модели в год, когда началась Вторая мировая война, было выпущено так мало, что до сегодняшнего дня не сохранилось даже фотографий этих машин!

Гараж Его Святейшества в послевоенные годы

После войны гараж Ватикана пополнялся разным транспортом: появились американский лимузин Chrysler Crown Imperial, итальянский кабриолет Lancia Flaminia, немецкое ландоле Mercedes-Benz 300 d. В шестидесятые годы новому Папе Римскому Папе Павлу VI подарили Mercedes-Benz S600 Pullman Landaulet, который сегодня является экспонатом музея компании «Мерседес». Восьмицилиндровый двигатель объемом 6333 см3 и мощностью 250 л.с. разгонял почти четырехтонную махину до 200 км/ч! Кстати, этот автомобиль заложил интересную традицию: на базе каждого нового поколения S-класса обязательно строится «папамобиль».


Автомобиль Павла VI Mercedes-Benz 600 Pullman Landaulet

Для коротких поездок в летнюю резиденцию Кастель Гандольфо недалеко от Рима, где Папа по традиции отдыхает каждый август, к его услугам были открытая четырехдверная Lancia Flaminia. Также Папа Иоанн XXIII иногда использовал подаренный американцами лимузин Chrysler Crown Imperial.

Lincoln Continental: со свалки - в папамобили

В шестидесятых годах Павел VI впервые в истории Ватикана отправился за океан и прибыл в Нью-Йорк для выступления на Генеральной Ассамблее ООН. Судьба машины, на которой во время этой поездки передвигался Павел VI, была непростой.

Изначально лимузин носил имя Lincoln Continental Executive и с момента своей постройки в 1963 году использовался компанией Ford в качестве тестовой машины. Но во время одной из поездок машина попала в аварию. Автомобиль вполне мог бы закончить свою жизнь на свалке, но из него решили сделать транспорт для Папы.


Так выглядел исходный Lincoln Continental Executive, 1963 г

К работе привлекли специалистов кузовной компании Lehmann&Peterson из Чикаго — руководитель проекта и по совместительству один из хозяев фирмы Роберт Петерсон давно хотел «снести крышу» какой-нибудь большой машине.

В итоге разбитый в аварии тестовый Lincoln не только восстановили, но и превратили из лимузина в ландоле с виниловым складным верхом. Там, где заканчивалась «родная» металлическая крыша, был установлен прозрачный экран из плексигласа, призванный защищать Папу — не от покушения, а от встречного ветра. Центральное кресло в заднем ряду поднималось гидродомкратом на 30 сантиметров — чтобы Папу могли видеть окружающие. По периметру задней части машины имелось шесть подножек для офицеров службы безопасности, специальные прожекторы освещали папский трон в темное время суток, а фонари поменьше подсвечивали флаги Ватикана и США, закрепленные на передних крыльях.


Переделанный в папамобиль Lincoln Continental Executive, 1963 г

Для трансляции проповедей Папы в салоне машины, оборудованной микрофонами, было установлено четыре усилителя. В заднем и переднем бамперах имелось ровно такое же количество пятидюймовых динамиков. Наконец, для энергоснабжения всего этого хозяйства в багажник пришлось поставить семь дополнительных аккумуляторных батарей.

После визита Папы уникальную машину использовали для различных торжественных церемоний — например, для встречи американских астронавтов. А в 1967 году, когда готовился визит Павла VI в Колумбию, Святой Престол изъявил желание вновь воспользоваться машиной, и специалистам ателье Lehmann&Peterson было поручено подновить Lincoln. Однако совсем некстати именно в это время Чикаго накрыла мощнейшая снежная буря, и весь интерьер Линкольна, который был демонтирован и на время ремонта помещен на склад, оказался погребенным под рухнувшей крышей. Салон пришлось в пожарном порядке восстанавливать — в немного измененном виде.


Папа Павел VI и его много переживший Lincoln Continental Executive в августе 1969 года

Сейчас этот Линкольн, переживший в своей жизни столько злоключений, выставлен в музее автомобилей глав государств во французском городке Савиньи-ле-Буа.

Папамобили, которым не повезло

Странно, но в отличии от европейских и американских, японские автомобили хоть и приподносились в подарок Понтифику крупными японскими и корейскими концернами, но в гараже Ватикана не прижились: появление монарха города-государства Ватикан на внедорожнике Toyota Land Cruiser подверглось массовой критике, хотя Павлу VI машина понравилась — дизельная «Тойота» идеально подходила, чтобы на протяжении нескольких часов лавировать между паломниками на минимальной скорости, причем понтифика было хорошо видно пастве.

Зато Land Cruiser доказал, что идеальный «папамобиль» — именно внедорожник! Поэтому Иоанн Павел II предпочитал пользоваться открытыми вездеходами, вроде итальянского Fiat Campagnola.

  
Fiat Campagnola - папамобиль, переживший покушение на своего Пассажира №1

Последний особенно запомнился верующим: 13 мая 1981 года, когда Кароль Войтыла приветствовал католиков на белоснежном «Фиате», религиозному фанатику Али Мехмету Агдже удалось ранить понтифика, что послужило началом эпохи бронированных «папамобилей».

Эпоха бронированных папамобилей

После ранения Папы, для понтификов создавали исключительно бронированные автомобили. В 1982 году гараж Ватикана получил Land Rover, задняя часть которого была закрыта пуленепробиваемым колпаком из прозрачного стекла. Внутри защищенного со всех сторон салона поддерживался специальный микроклимат, а бронированные стекла вдобавок ко всему были еще и тонированными. Немногим позже Land Rover сменил Range Rover, собранный по такому-же "рецепту".

Впрочем, больше «англичан» Иоанн Павел II полюбил «немца» — бронированный внедорожник Mercedes-Benz G230 — на котором он за 23 года существования этой машины объездил практически весь мир. Мало кто знает, что таких машин, внешне практически идентичных, было две. Первый Mercedes-Benz 230 G построили в 1980 году, специально к визиту Иоанна Павла II в Германию, но после покушения требования к безопасности пришлось пересматривать настолько серьезно, что вторая машина, появившаяся в 1982 году, была отправлена на доработку в немецкий город Бремерхафен, где силами небольшой фирмы Thiele Fahrzeugbau GmbH была усилена броней и специальным пуленепробиваемым стеклом.


Построенный специально для Иоанна Павла II Mercedes-Benz S500L (серия W140), 1997 г.

Еще один известный папамобиль — Cadillac DeVille, построенный в 1999 году компанией General Motors для поездки понтифика в Мексику. Машина была сделана в единственном экземпляре — с увеличенной колесной базой, нестандартными задними дверями, специальными подножками, автоматически выезжающими при посадке и высадке, и гидравлической системой, поднимающей кресло Папы.

Одним из самых ярких пополнений автопарка Иоанна Павла II уже на закате его понтификата стал подарок компании Lancia: к двухтысячелетию христианства на основе концепт-кара Dialogos была построена уникальная Lancia Giubileo. Бронированная машина длиной 5,5 метров имела все атрибуты, необходимые автомобилю Папы: аудиосистема для связи с внешним миром, трансформируемая задняя часть крыши и специально оборудованное место для пассажира номер один. Сдвижной верх позволял Иоанну Павлу II вставать в полный рост

  
Cadillac DeVille и Lancia Giubileo

В последние годы жизни Иоанн Павел II передвигался на инвалидном кресле, а потому прежние «папамобили» оказались не слишком удобными: срочно понадобилась новая машина, куда папу римского можно было закатывать прямо на каталке. В 2002-м такой автомобиль на основе внедорожника ML430 создали инженеры компании Mercedes, которые, кроме ставшего традиционным стеклянного колпака, установили специальные аппарели (трапы для заезда на кресле), а также максимально занизили дорожный просвет. Сделано это было, опять же, для большего удобства престарелого понтифика.

Бенедикт XVI и Франциск - папы, не жалующие дорогие машины

Бенедикт XVI, который предпочитал тишину кабинета публичным выступлениям, редко пользовался папомобилями Ватиканского гаража, хотя с его приходим, гараж изменился кардинально. Папа-немец остался верен «трёхлучёвой звезде», отвергнув пр этом Volkswagen Touareg и BMW X5. Но Mercedes ML430 Иоанна Павла II немного переделали: заменили призматический колпак каплеобразной, быстросъемной капсулой. При этом стекло этой капсулы настолько прозрачное, что оно сливается с воздухом. Новая модель получила название Mercedes-Benz G 500


Mercedes-Benz G 500

В планах Бенедикта XVI (впрочем, так и не реализованных до отречения от престола Святого Петра в 2013 году) был также проект перехода на экологически чистый транспорт - электромобиль. Постройку экологичного «папамобиля» уже даже поручили немецкой компании Solar World, которая замнимается производством солнечных батарей. Немецкие специалисты успели пообещать, что машина будет невероятно безопасной и притом стремительно быстрой, чтобы разгон до 100 км/ч занимал порядка 3 секунд... Но в феврале 2013 года Йозеф Ратцингер стал Папой на покое и в какой стадии работы находятся сегодня - не известно.

  
Папа Франциск в открытом джипе Mersedes

Хорхе Мария Бергольо, ставший 266-м папой и взяв имя Франциск, сразу же после своего избрания заявил, что отказывается от услуг дорогого лимузина Mercedes, который до недавнего дня был в Ватикане «папамобилем №1». Сейчас он пользуется простым открытым джипом, что порой очень осложняет жизнь службе безопасности и ближайшему окружению. Например, во время визита в Бразилию открытый джип намертво застрял в толпе. Папа был спокоен, а вот охранники пережили немало неприятных минут.

Будущий транспорт Папы Римского - велосипед?


Последние новости из Ватикана еще более невероятны. Существует возможность того, что Папа Франциск вообще пересядет... на велосипед! Летом 2013 года председатель совета директоров концерна Daimler AG Дитер Цетше передал Папе Франциску ключи от нового «Папамобиля», а также подарил новый электрический велосипед Smart.


Папа Франциск получает в подарок велосипед от компании Mersedes

Папе в его почтенном возрасте совсем не обязательно крутить педали самому. В британской Комиссии по экологически чистому транспорту (ETA) предложили понтифику несколько необычное, но определённо экологически чистое средство передвижения - "Папский веломобиль"


Концепт веломобиля для Папы Римского.

Концепт предполагает создание педального трёхколёсного веломобиля со вспомогательным электроприводом. Боковые панели сделаны из композита титана и керамики, стекло же будет восьмимиллиметровым пуленепробиваемым. Приводиться в движение «папавелосипед» будет всего одним человеком, которому будет помогать крутить педали мотор мощностью 1,5 кВт. Максимальная скорость устройства будет составлять 61 км/ч. Солнечные батареи на крыше позволят держать аккумуляторы в заряженном состоянии. Несмотря на кажущуюся абсурдность такого папамобиля, его разработчик утверждает, что всё очень даже серьёзно. Если велосипед всё-таки сделают, то стоить он будет около 228 тысяч долларов.
Категория: Традиции и обычаи Ватикана | Добавил: Allvatican (28.07.2013)
Просмотров: 1511 | Рейтинг: 5.0/1

ВНИМАНИЕ! При копировании материалов прямая активная индексируемая ссылка на сайт allvatican.ru обязательна.

Вы знали это?

Хорхе Марио Бергольо (будущий папа Франциск), будучи архиепископом, ездил на автобусе, жил в простой городской квартирке и и сам готовил себе пищу.

Поиск по сайту

Праздники

Католические праздники на allvatican.ru

Статистика