Мы уверовали в
любовь Бога - так христианин может выразить основополагающее решение
своей жизни. У истоков христианского бытия лежит не какое-то этическое
решение, либо великая идея, - скорее это встреча с неким событием, с
Личностью, которая, открывая жизни новый горизонт, тем самым указывает
ей решающее направление.
В своем Евангелии Иоанн выразил это событие
следующими словами: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего
Единородного, дабы всякий верующий в Него... имел жизнь вечную" (3, 16).
Вместе с главенством любви христианская вера приняла то, что было
сердцевиной веры Израиля, и одновременно придала этой сердцевине новую
глубину и широту.
Дух является также силой, преобразующей сердце церковной Общины, дабы
она свидетельствовала в мире о любви Отца, желающего сделать из
человечества единую семью в Своем Сыне. Вся деятельность Церкви является
выражением любви, стремящейся к полному благу человека: она стремится
евангелизировать его с помощью Слова и Таинств, - что является делом
зачастую героическим для осуществления его в конкретных исторических
условиях, - и прилагает усилия к утверждению равных возможностей для
участия каждого в различных сферах жизни и человеческой деятельности.
Поэтому любовь есть служение, исполняемое Церковью ради того, чтобы
неустанно идти навстречу страданиям людей, их нуждам, в том числе и
материальным. Именно на этом аспекте, на этом служении милосердной
любви, я желаю остановиться во второй части энциклики.
Со смертью жизненный выбор, сделанный человеком, становится
окончательным – его жизнь предстает пред Судией. Его выбор, обретающий
форму в течение всей жизни, может иметь различный характер. Могут быть
люди, полностью разрушившие в себе стремление к истине и готовность к
любви; люди, которые во всем стали ложью; люди, жившие ради ненависти и
растоптавшие в себе любовь.
Перспектива эта ужасна, но очертания
подобного рода можно различить и в некоторых личностях нашей истории. В
таких людях, вероятно, нет больше ничего, что можно было бы исправить, и
разрушение доброго начала необратимо: именно это обозначается словом
ад. С другой стороны, могут быть чистейшие личности, которые позволили
себе целиком проникнуться Богом, и вследствие этого полностью открытые к
ближнему – люди, всё бытие которых уже сейчас направляется общением с
Богом, и их отшествие к Богу ведет лишь к завершению того, чем они уже
стали.
В последнее время стал очень популярен анекдот, живописующий, как молодые монахи застают своего настоятеля, рыдающего над древней рукописью-оригиналом. Там, оказывается, было написано "celebrate", а не "celibate", то бишь "празднуйте", а не "соблюдайте безбрачие".