Христианин должен бороться с искушением «совать нос» в дела других, призвал Папа Франциск в проповеди мессы утром 18 мая в часовне Дома св. Марты. Кроме того, Папа подчеркнул, что сплетни и зависть наносят большой вред христианской общине.
"Что тебе до того?” Папа Франциск начал проповедь с вопроса, обращенного Иисусом к Петру, который вмешался в жизнь другого человека, в жизнь ученика Иоанна, "которого любил Иисус”. Петр, только что заверивший Иисуса в том, что любит Его и получивший миссию пасти Христово стадо, видит идущего за ними Иоанна и впадает в это искушение. Грубо говоря, – отметил Папа, – Петр "сует нос” в чужие дела. Это вмешательство в жизнь других выражается прежде всего в сравнении себя с другими. Когда есть такое сравнение, – сказал Папа, – "мы испытываем горечь и даже зависть, которая разъедает христианскую общину, как ржавчина, наносит ей большой вред. Этого хочет дьявол”. Еще одним выражением этого искушения, – сказал Папа Франциск, – являются сплетни. Сначала все идет чинно, но кончается "перемыванием косточек ближнего”:
"Сколько злословия в Церкви! Сколько сплетничаем мы, христиане! Ведь сплети – это все равно что перемывать кости, разве нет? Делать зло друг другу. Это как бы желать унизить другого, правда? Вместо того, чтобы вырасти самому, я делаю так, чтобы другой стал ниже, и чувствую себя большим. Так не пойдет! Кажется, что плохого в пересудах… Не знаю почему, но они кажутся безобидными. Это как карамельки, да? Берешь одну – ах, как вкусно – потом другую, еще одну, еще, и в конце концов начинает болеть живот. И почему? Точно так же с пересудами: сначала приятно, а потом они разрушают тебя, разрушают твою душу! Пересуды в Церкви разрушительны… Они несут в себе дух Каина: своим языком мы убиваем брата!”.
На этом пути, – сказал Папа, – "мы становимся христианами с хорошими манерами и дурными привычками!”. Но в чем конкретно выражается злословие? Обычно, отметил Папа, "мы делаем три вещи”:
"Мы дезинформируем: говорим только половину правды, ту, что нас устраивает; другую половину мы не говорим, потому что она нам «неудобна». Некоторые улыбаются… но ведь это же правда, или нет? «Видели?», – говорим мы, указывая на чье-то поведение, а о причине этого умалчиваем. Второе – это оглашение: когда человек действительно имеет порок, сделал какую-то серьезную ошибку, мы рассказываем об этом всем, строим из себя «журналистов» … И об этом человеке идет дурная слава! Третье – это клевета: когда говорят что-то, не соответствующее истине. Это самое настоящее убийство человека! Все три – дезинформация, оглашение и клевета – являются грехом! Это грех! Это значит дать пощечину Иисусу в лице Его детей, Его братьев”.
Вот почему Иисус делает с нами то же, что и с Петром, когда говорил ему: "Что тебе до того? ты иди за Мною!” Господь поистине указывает нам путь:
"‘Сплетни не пойдут тебе на пользу, потому что приведут тебя к духу разрушения Церкви. Следуй за Мной!’. Прекрасно это слово Иисуса, такое ясное, полное любви к нам. Он как будто говорит нам: ‘Не фантазируйте, полагая, что спасение в сравнении с другими, или в обсуждении других. Спасение в том, чтобы идьт за Мной’. Следовать за Иисусом! Попросим сегодня Господа Иисуса, чтобы Он дал нам эту благодать никогда не вмешиваться в жизнь других, не стать христианами с хорошими манерами и дурными привычками, следовать за Иисусом, идти за Ним, по Его пути. И этого достаточно!”.
Во время проповеди Папа Франциск напомнил также об эпизоде из жизни св. Терезы Младенца Иисуса, которая спрашивала себя, почему Иисус дает много одному и мало другому. Тогда ее старшая сестра, тоже монахиня, взяла наперсток и стакан, наполнила их водой и спросила у Терезы, который из них более полный. "Но они оба полные”, – ответила будущая святая. Иисус, – сказал Папа, – "делает так с нами”, "Ему не важно, большой ты или маленький”. Его интересует, "насколько ты полон любви к Иисусу”.