• История государства Ватикан: от римских императоров до Латеранских соглашений
  • Трупный синод: мистический суд над мертвецом в Латеранской Базилике
  • Братство Иллюминатов существует и Ватикан - всего лишь его орудие для установления Нового Мирового Порядка?
  • Беатификация и канонизация в католической церкви: как Ватикан провозгляшает людей святыми и блаженными.
  • На чем ездит Папа Римский. История *папамобилей*
  • Замок Святого Ангела: гробница, убежище, тюрьма, музей.
  • Идем по Пути Просвещения Иллюминатов из книги Дэна Брауна *Ангелы и Демоны*
  • Перевернутый крест в Ватикане: воспоминание о Святом Петре, или знак сатаны?
  • История трех пап, как и Бенедикт XVI отрекшихся от престола Святого Петра
  • Папа Франциск - биография, выступления и проповеди нынешнего Понтифика
  • Сексуальные домогательства католических священников к детям - стали ли они причиной отречения Папы Бенедикта XVI?
  • Верные стражи Святого Престола - швейцарская гвардия и жандармерия Ватикана
  • Папы - маги и папы - колдуны: легенды, или секретная история Ватикана?
  • Традиции и обычаи Ватикана и католической церкви: праздники, ритуалы, мистерии
  • Римские Папы и антипапы: правители и хозяева Ватикана
  • ЭКЗОРЦИЗМ. Изгнание демонов - так это бывает на самом деле
  • Даже на Римского Папу иногда рисуют карикатуры. Хотите посмотреть?

Лев XIII

Главная » Статьи » Римские Папы » Лев XIII

Apostolicae curae - Энциклика Папы Льва XIII о недействительности англиканских рукоположений
О недействительности англиканских рукоположений

На вечное памятование

1. Немало апостольской заботы и любви посвятили мы благополучию благородной английской нации, чем стараемся, с его помощью, исполнить служение и последовать по стопам "Великого Пастыря паствы", Господа нашего Иисуса Христа. Письмо, которое мы направили в прошлом году англичанам, взыскующим Царствия Христова в единстве веры, - особое свидетельство нашей доброй воли по отношению к Англии. В нем мы вспоминали древнее единство народа с Матерью Церковью и стремились приблизить день счастливого воссоединения, побуждая сердца людские приносить неустанную молитву Богу. И вновь, еще более недавно, когда показалось нам уместным полнее обратиться к единству Церкви во Всеобщем Послании, не последнее место в наших мыслях занимала Англия, ибо мы надеялись, что наше учение и укрепит католиков, и принесет спасительный свет отделенным от нас. Приятно сознавать то, какой щедрый отклик нашли наше рвение и прямота речи, вдохновленные не одними лишь человеческими побуждениями, у английского народа, и сие подтверждает его учтивость не менее, нежели беспокойство многих о своем вечном спасении.

2. С теми же мыслями и намерениями решили мы ныне обратить свое внимание к вопросу не меньшей важности, тесно связанному с тем же предметом и с нашими пожеланиями.

3. Согласно преобладающему уже мнению, не раз подтвержденному действиями и постоянной практикой Церкви, считается, что, когда в Англии, вскоре после того, как ее оторвали от средоточия христианского Единства, при Эдуарде VI, был публично введен новый обряд передачи святого рукоположения, истинное таинство священства, установленное Христом, утратилось, а с ним - и иерархическая преемственность. Однако же в течение некоторого времени, и особенно - в последние годы, разгорелся спор о том, имеет ли рукоположение, преподанное по Эдуардовскому Ординалу, природу и действие таинства; и в пользу его совершенной действительности или же действительности сомнительной высказывались не только определенные англиканские авторы, но и некоторые католики, большей частью - не англичане. Англиканских авторов привело к этому вопросу размышление о величии христианского священства, ибо они жаждали, чтобы их народ не был лишен двойственной власти над Телом Христовым. Католиков же побуждало желание облегчить англиканам путь к святому единству. И те, и другие считали, что, ввиду последних исследований и новых документов, извлеченных из забвения, не было бы неуместно вновь вынести этот вопрос на рассмотрение нашего авторитета.

4. Мы же, не пренебрегая подобными желаниями и мнениями, а превыше всего повинуясь велению апостольской любви, решили, что ничего нельзя не испробовать, что могло бы как-либо поспособствовать сбережению душ от ущерба или принесению им пользы. Посему нам было приятно дать милостивое разрешение на пересмотр вопроса, дабы, благодаря предельной заботе, с которой этот пересмотр должен проводиться, все сомнения, и даже тени сомнений, в будущем были бы устранены.

5. Для этой цели мы поручили определенному числу людей, известных ученостью и способностями, чьи мнения по этому вопросу были различны, письменно изложить основания своих суждений. После же мы, призвав их к своей особе, повелели им обменяться написанным и далее исследовать и обсудить все, необходимое для полного знания вопроса. Мы позаботились также о том, чтобы они имели возможность свериться со всеми документами, касающимися этого вопроса, о существовании которых известно в ватиканских архивах, заняться поиском новых и даже получить в свое распоряжение все акты, затрагивающие сей предмет, сохраняющиеся в Священной канцелярии или, как его называют, в Верховном совете, и понять, какие доказательства приводились до сих пор учеными людьми с обеих сторон. Когда же они подготовились, мы приказали им встретиться на специальных сессиях. Таковых сессий, под председательством одного из кардиналов Святой Римской Церкви, назначенного нами самими, проводилось до двенадцати, и все были приглашены к свободной дискуссии. Наконец, мы постановили, чтобы акты этих заседаний, вместе со всеми остальными документами, были представлены нашим досточтимым братьям, кардиналам вышеупомянутого совета, чтобы они, всецело изучив предмет и обсудив его в нашем присутствии, могли каждый высказать свое собственное мнение.

6. Этот порядок обсуждения решаемого вопроса был необходим ввиду того, чтобы сформировалась подлинная оценка его состояния, дабы подойти к нему, после тщательного изучения, как к относящемуся к предписаниям и установившимся обычаям Апостольского Престола; выяснение же происхождения и власти такового обычая имели, несомненно, огромную важность.

7. По этой причине, в первую очередь, рассматривались основные документы, в которых наши предшественники, по просьбе королевы Марии, выражали свою особую заботу о примирении Английской Церкви. Так, Юлий III направил кардинала Реджинальда Поула, англичанина, человека во многих отношениях замечательного, своим легатом a latere для этой цели, "как своего ангела мира и любви", и дал ему как указания, так и необычные и небывалые полномочия. Их подтвердил и объяснил Павел IV.

8. Здесь, чтобы для верного понимания юридической силы этих документов, необходимо положить фундаментальным принципом то обстоятельство, что они, несомненно, адресовались не абстрактному состоянию вещей, а особому и конкретному случаю. Ибо, поскольку полномочия, данные Понтификами апостольскому легату, касались лишь Англии и состояния религии в ней, и поскольку правила действий излагались ими по просьбе вышеназванного легата, речь не могла идти лишь об определении необходимых условий действительности рукоположения вообще. Эти документы должны прямо относиться к обеспечению преемства священного сана в данном королевстве, чего требовали обстоятельства и времена. Это ясно не только из природы и формы сих документов, но и из того факта, что не было бы нужды наставлять таким образом легата, выделявшегося своими познаниями в деяниях Тридентского Собора, изложившего, какие условия необходимы для дарования таинства священства.

9. Всем, верно оценивающим эти вопросы, нетрудно будет понять, почему в Посланиях Юлия III, направленных апостольскому легату 8 марта 1554 г., особо упоминаются сперва те, кто, будучи "верно и законно возведены", должны оставаться в своем сане, а после - те, кто "не будучи возведены в священный сан", должны быть "возведены, если будут найдены достойными и подходящими". Ибо там ясно и определенно замечено, как и было в действительности, что существуют два вида людей: первые - те, кто действительно получил священный сан, либо до раскола, учиненного Генрихом VIII, либо после него, от служителей, зараженных заблуждениями и схизмой, но еще согласно привычному им католическому обряду; вторые же - те, кто были посвящены по Эдуардовскому Ординалу и, следовательно, не были "возведены", так как получили недействительное рукоположение.

10. Тот факт, что Папа имел в виду именно это и ничто иное, ясно подтверждается письмом вышеназванного легата (29 января 1555 г.), делегирующего свои полномочия епископу Норвичскому. Более того, особо замечается в нем сказанное в Посланиях самого Юлия III о свободном применении данных Папой полномочий, даже по отношению к тем, кто получил свое посвящение "неправильно (без надлежащего обряда) и не в соответствии с принятой в Церкви формой". Этим выражением могут обозначаться лишь те, кто был посвящен по эдуардовскому обряду, поскольку помимо него и обряда католического других форм рукоположения в Англии не существовало.

11. Это становится еще яснее, когда мы принимаем во внимание дипломатическую миссию, направленную, по совету кардинала Поула, суверенными властителями Филиппом и Марией в Рим, к Папе, в феврале 1555 года. Королевскими посланниками были три мужа "весьма замечательных и наделенных всяческими добродетелями", одним из коих был Томас Тирлби, епископ Эли. Им было поручено полнее уведомить Папу о религиозной обстановке в стране и особо просить его одобрить и утвердить то, что старался устроить и устроил легат, ради примирения королевства с Церковью. Для этой цели Папе были представлены все необходимые письменные свидетельства и соответствующие части нового Ординала. Посольство получило роскошный прием, а его свидетельства "усердно обсуждались" несколькими кардиналами. "После зрелых размышлений" Павел IV издал буллу "Praeclara Charissimi" от 20 июня того же года. В ней, хотя и давая полную силу и одобрение соделанному Поулом, он отнесся к вопросу о рукоположениях следующим образом:

"Те, кто был возведен в церковный сан... кем-либо, кроме действительно и законно рукоположенного епископа, обязаны вновь получить рукоположение".

12. Но кто были те епископы, не получившие "действительного и законного рукоположения", в достаточной степени прояснили последующие документы и полномочия, которыми пользовался в данном вопросе вышеназванный легат; именно, это были те, кто был возведен в епископский и в другие саны "не в соответствии с принятой в Церкви формой", или, как сам легат писал епископу Норвичскому, без соблюдения "формы и интенции Церкви". Это, явственно, были те, кто был возведен в сан по новой форме обряда, исследованию которой уделили тщательное внимание специально назначенные кардиналы. Нельзя не заметить и прямого упоминания в том же папском Послании, где, наряду с другими, нуждающимися в диспенсации, называются те, "кто получил оба сана и бенефиции nulliter et de facto". Ибо получить сан nulliter означает то же, что получить его посредством акта, не имеющего силы, недействительного, каков смысл слова и общая манера выражения. Это особенно ясно, когда то же слово употребляется по отношению как к сану, так и к "церковным бенефициям". Они, согласно несомненному учению святых канонов, очевидно не имеют силы, если при их даче наличествовал какой-либо лишающий их юридической силы изъян.

13. Более того, когда у некоторых возникли сомнения, кого, по мысли понтифика, следует называть и считать епископами, "действительно и законно рукоположенными", тот же Папа вскоре, 30 октября, издал следующее послание в форме бреве и изрек:

"Мы, желая всецело устранить подобные сомнения и своевременно дать спокойствие совести тем, кто во время вышеупомянутой схизмы был возведен в священные саны, ясно изъяснив смысл и намерение, которые мы вкладывали в таковые наши послания, объявляем, что лишь те епископы и архиепископы, которые не были рукоположены и посвящены согласно форме Церкви, не могут быть названы должным и верным образом рукоположенными..."

14. Если бы это заявление не относилось к собственному случаю Англии, сиречь к Эдуардовскому Ординалу, Папа явно никак не мог бы своим последним посланием устранить сомнения и восстановить спокойствие совести. Далее, именно в этом смысле легат понимал документы и повеления Апостольского Престола, и надлежащим и добросовестным образом следовал им; так же поступала и королева Мария и прочие, содействовавшие восстановлению католичества в его былом состоянии.

15. Авторитет Юлия III и Павла IV, на который мы ссылаемся, ясно показывает происхождение практики, неизменно соблюдавшейся в течение более чем трех столетий, согласно которой рукоположения, совершенные в соответствии с Эдуардовским Ординалом, должны считаться не имеющими силы. Практика эта полностью подтверждается многочисленными случаями безусловного повторного рукоположения по католическому обряду, совершавшимися даже и в Риме.

16. Мы имеем подтверждение этой практике, непосредственно затрагивающее обсуждаемый вопрос. Ибо, если бы по какой-то причине и сохранялось сомнение в том, каков истинный смысл понимания сих папских документов, сохраняет свою применимость принцип того, что "обычай - лучшая интерпретация закона". Поскольку в Церкви всегда считалось святотатственным повторять таинство священства, Апостольский Престол никогда не мог бы молчаливо согласиться и терпеть подобный обычай. Но Апостольский Престол не только терпел эту практику, но и утверждал и санкционировал ее столь часто, сколь на его суждение выносили какие-либо конкретные случаи, связанные с этим вопросом.

17. Приведем в доказательство два случая подобного рода из многих, время от времени представлявшихся Верховному Совету Священной Канцелярии. Первый (в 1684 г.) относится к некому французскому кальвинисту, а второй (в 1704 г.) - к Джону Клементу Гордону; оба получили рукоположение по Эдуардовскому Ординалу.

18. В первом случае, после расследования, Советники, немалым числом, дали в письменной форме ответы или, как их называли, vota, а остальные единодушно согласились с их выводом о "недействительности рукоположения", и лишь по причинам своевременности кардиналы сочли уместным ответить с dilata (сиречь, не формулировать заключение в данный момент).

19. Те же документы были вновь подняты и пересмотрены при исследовании второго случая, и от Советников вновь потребовали письменно выразить свои мнения, а также запросили знаменитейших докторов Сорбонны и Дуэ. Дабы тщательно рассмотреть вопрос, не пренебрегли никакими предосторожностями, истекавшими из мудрости и благоразумия.

20. И здесь важно заметить, что, хотя сам Гордон, чей случай то был, и некоторые из Советников приводили среди причин, доказывавших недействительность, рукоположение Паркера, как они себе его представляли, из документов бесспорной подлинности видно, что в вынесенном решении этот довод не был использован. Не придавалось в заключении никакого значения и каким-либо другим причинам, за исключением "изъяна формы и интенции"; а для бoльшей точности и полноты суждения были предприняты такие меры предосторожности, что на рассмотрение должен был быть представлен экземпляр Англиканского Ординала, который сопоставили с формами рукоположения, собранными от различных восточных и западных обрядов. Тогда сам Климент XI, учитывая единогласное мнение кардиналов, во вторник, 17 апреля 1704 года, постановил:

"Иоанн Климент Гордон должен быть возведен изначала, и не под условием, во все степени даже и священного сана, и, главное, во священство, а если он не был миропомазан, то должен сперва получить таинство миропомазания".

21. Важно помнить о том, что это суждение никоим образом не определялось опущением traditio instrumentorum*, поскольку, в таком случае, согласно установившемуся обычаю, было бы взято направление на то, чтобы повторить рукоположение под условием; и еще важнее заметить, что суждение Понтифика применимо вселенски, ко всем англиканским рукоположениям, поскольку, хотя оно относится к частному случаю, оно основывается не на каких-либо причинах, специфических для этого случая, а на изъяне формы, каковой изъян равно относится ко всем этим рукоположениям, тем более, что, когда впоследствии на обсуждение выносились подобные случаи, в качестве закона цитировали сей декрет Климента XI.

22. Посему всем должно быть ясно, что вновь возникший недавно спор был уже разрешен Апостольским Престолом, и что лишь недостаточному знакомству с этими документами мы и должны, вероятно, приписать тот факт, что какой-либо католический автор мог считать вопрос еще открытым.

23. Но, как мы утверждали в начале, ничего не желаем мы столь глубоко и пылко, как быть полезными людям доброй воли, являя им величайшую заботу и любовь. Посему мы приказали, чтобы англиканский Ординал, представляющий собою отправную точку всего вопроса, был еще раз тщательно исследован.

24. При исследовании любого обряда, предназначенного для совершения и дарования таинств, справедливо проводится различие между частью церемониальной и частью необходимо-сущностной, каковая последняя называется обыкновенно "материей и формой". Всем известно, что таинства Нового Закона, будучи ощутимыми и действенными знаками незримой благодати, должны как обозначать благодать, которую осуществляют, так и осуществлять благодать, которую обозначают. Хотя символика должна присутствовать во всем сущностном обряде, сиречь в "материи и форме", она относится преимущественно к "форме", поскольку "материя" есть часть, не определимая сама по себе, но определяющаяся "формой". Особенно ясно это видится в таинстве священства, "материя" которого, насколько мы должны рассматривать ее в этом случае, это возложение рук, которое само по себе не обозначает ничего определенного и используется равным образом при рукоположении в несколько различных степеней и при миропомазании.

25. Но слова, которые англикане до недавней поры обычно считали составляющими верную форму священнического рукоположения, а именно - "прими Духа Святого", несомненно не выражают сколько-нибудь определенным образом суть святого священнического служения (sacerdotium) или благодать и силу, состоящие прежде всего во власти "освящать [и] приносить в жертву истинное Тело и истинную Кровь Господа" (Тридентский Собор, сессия XXIII, de Sac. Ord., канон 1), совершая жертвоприношение, которое не есть "простое воспоминание о Жертве, совершенной на Кресте" (там же, сессия XXII, de Sacrif. Missae, канон 3).

26. Верно, что к этой форме были впоследствии добавлены слова "для служения и труда священника" и т. д., но это скорее показывает, что англикане сами убедились в дефектности и неадекватности своей изначальной формулы. Но если даже это дополнение и могло дать форме надлежащее значение, оно было введено слишком поздно, так как с принятия Эдуардовского Ординала прошло к тому времени уже столетие и, поскольку иерархия пресеклась, власти рукополагать не осталось.

27. Вотще искали недавно подтверждения действительности англиканских рукоположений в других молитвах того же Ординала. Ибо, отложив прочие причины, показывающие их неудовлетворительность для поставленных целей в англиканской жизни, ограничимся мы и одним этим доводом. Из них намеренно было убрано то, что являет достоинство и служение священника в католическом обряде. Следовательно, "форма", опускающая то, что она по своей сути должна обозначать, не может считаться годной или удовлетворительной.

28. То же самое верно и для епископского посвящения. Ибо не только к формуле "прими Духа Святого" были лишь позднее добавлены слова "для служения и труда епископа", но даже и они, как мы здесь заявим, должны пониматься в смысле отличном от того, что носят в католическом обряде. Ничего не стяжается и чтением вступительной молитвы "Всемогущий Боже", поскольку она, подобным же образом, лишена слов, свидетельствующих о summum sacerdotium.

29. Не нужно здесь рассматривать, является ли епископство довершением пресвитерства или саном, отдельным от оного; и имеет ли или не имеет оно действие, будучи даруемо, как говорится, per saltum, человеку, не являющемуся пресвитером. Но несомненно, что епископство, по установлению Христову, воистину принадлежит к таинству священства и составляет sacerdotium высочайшего ранга, а именно - то, что по учению Святых Отцов и литургическому обычаю нашему именуется Summum sacerdotium sacri ministerii summa. Таким образом, когда таинство священства и подлинное sacerdotium Христово окончательно исчезло из англиканского обряда, и, посему, sacerdotium никоим образом не стало более передаваться истинно и действительно при епископском посвящении в вышеназванном обряде, по той же причине, следовательно, им никоим образом не может истинно и действительно передаваться епископство, тем паче, что одна из первейших обязанностей епископата - рукоположение служителей для Святой Евхаристии и жертвоприношения.

30. Для полного и точного понимания англиканского Ординала, помимо того, что мы уже заметили о некоторых его частях, ничто не может быть более важно, нежели тщательно обдумать обстоятельства, при которых он был составлен и публично утвержден. Было бы утомительно вдаваться в подробности, да это и не нужно, поскольку история этого времени достаточно красноречиво демонстрирует враждебность авторов Ординала по отношению к Католической Церкви, сотоварищей, которых они привлекали к себе из гетеродоксальных сект, и цели, которые они преследовали. Вполне сознавая неразрывную связь между верой и богослужением, между "законом верования и законом молитвы", под предлогом возвращения к изначальным формам, они извратили литургический чин многими способами, чтобы приспособить его к заблуждениям реформаторов. По этой причине, во всем Ординале не только ни разу ясно не упоминается жертвоприношение, освящение [(consecratio)], священство (sacerdotium) и власть освящать и приносить жертву, но и, как мы уже показали, всякие следы этого, имевшиеся в молитвах католического обряда, не отвергнутых ими целиком, были намеренно убраны и вымараны.

31. Таким образом ясно проявляется прирожденный характер или, как это называют, дух Ординала. Следовательно, если, будучи изначально испорченным, он был совершенно неудовлетворителен для передачи рукоположения, невозможно было бы, чтобы, с течением времени, он стал удовлетворителен, поскольку никаких изменений не произошло. Вотще те, кто, со времен Карла I, старались сохранить какой-то род жертвоприношения или священства, вносили в Ординал дополнения. Вотще также были уверения малой части англиканской общины, возникшей в недавнее время, что будто бы вышеназванный Ординал можно понимать и интерпретировать в здравом и ортодоксальном смысле. Подобные усилия, уверяем мы, были и есть тщетны, и по той причине, что любые слова в англиканском ординале, каков он сейчас, могущие быть истолкованы двусмысленно, не могут пониматься в том же смысле, которым они обладают в католическом обряде. Ибо стоило появиться новому обряду, в котором, как мы видели, таинство священства фальсифицируется или отрицается, и в котором отвергнуто всякое представление об освящении и жертвоприношении, формула "прими Духа Святого" более не содержит ничего доброго, ибо Дух изливается на душу в благодати таинства, и, значит, слова "для служения и труда священника или епископа" и подобные им также не содержат более ничего доброго, но остаются лишь словами, лишенными реальности, установленной Христом.

32. Многие из наиболее прозорливых англиканских толкователей Ординала поняли силу этого аргумента и открыто применяют его против тех, кто принимает Ординал в новом смысле и тщетно прилагает к рукоположениям, даруемым по нему, ценность и действенность, которыми оные не обладают. Этим же аргументом опровергаются доводы тех, кто полагает, будто молитва "Всемогущий Боже, податель всякого блага", находящаяся в начале ритуального действия, может служить законной "формой" рукоположения, строя даже предположения, будто она могла бы считаться удовлетворительной в католическом обряде, утвержденном Церковью.

33. С этим унаследованным изъяном "формы" соединяется изъян "интенции", каковая также сущностно важна для таинства. Церковь не судит о мыслях и намерениях, поскольку оные суть по природе своей внутренние; но сколь они проявляются вовне, Она обязана выносить свое суждение. Если лицо верно и серьезно использовало необходимую материю и форму для совершения и дарования таинства, по этой самой причине предполагается, что оно намеревалось ( intendisse) совершить то, что совершает Церковь. На этом принципе основано учение о том, что таинство истинно передается посредством служения того, кто является еретиком или не крещен, при условии, что им применен католический обряд. С другой стороны, если обряд изменен с проявленным намерением ввести иной обряд, не утвержденный Церковью, и отвергнуть то, что совершает Церковь, и что, по установлению Христову, принадлежит к природе таинства, то ясно, что таинство не только лишено нужной интенции, но и что интенция враждебна и разрушительна по отношению к таинству.

34. Все эти обстоятельства долго и тщательно обдумывались нами самими и нашими досточтимыми братьями, судьями Верховного Совета, которых нам было угодно созвать на специальное заседание сего года июля 16 дня, в торжество Богородицы Кармельской. Они единодушно согласились с тем, что вопрос, поставленный перед ними, уже был разрешен с полного ведома Апостольского Престола, и что возобновление обсуждения и исследования этой темы послужило лишь тому, чтобы яснее явить мудрость и точность прежде вынесенных постановлений. Однако же мы сочли уместным отложить решение, дабы дать время как для размышления о том, было ли бы уместно или же излишне с нашей стороны произносить повторное властное заявление по этому поводу, и дабы смиренно молиться о более полной мере божественного водительства.

35. Тогда, учитывая, что этот вопрос, хотя уже и решенный, определенными лицами по каким-то причинам вновь поднимался для обсуждения, и что из-за этого могла проистечь пагубная ошибка в умах многих, кто предполагал бы, будто обладает таинством и действием священства, тогда как в действительности оных никоим образом не имел, показалось нам благом во Господе произнести свое суждение.

36. И посему, строго придерживаясь в этом вопросе декретов понтификов, предшественников наших, и всецело их подтверждая, и как бы возобновляя их своею властью, по нашей собственной инициативе и с непосредственным знанием, мы произносим и определяем, что рукоположения, совершенные по англиканскому обряду, были и есть совершенно недействительны и лишены всякой силы.

37. Остается нам сказать, что, хотя мы и принялись изъяснять этот важнейший вопрос во имя и из любви к Великому Пастырю, ради них же обращаемся ко всем, кто чистым сердцем желает и взыскует обладания иерархией и священным саном.

38. Возможно, до сих пор, стремясь к большему совершенству христианской добродетели, и вернее исследуя божественное Писание, и удваивая пламень своих молитв они, тем не менее, медлили в сомнении и беспокойстве следовать голосу Христа в своих сердцах, который столь давно увещевал их. Теперь же они яснее видят, куда зовет Он их в Своей благости и куда желает, чтобы они пришли. Возвратившись в Его единую и единственную паству, они обретут благословения, коих ищут, и сообразные средства ко спасению, ведь Он соделал Церковь распорядительницей этих средств и как бы неизменной стражницей и распространительницей Его спасения среди народов. Тогда, воистину, "почерпнут они в радости из источников Спасителя", Его чудесных таинств, посредством коих изглаживаются грехи Его верных сынов, и те возрождаемы бывают ко дружбе Божией, и кормимы и усиливаемы небесным Хлебом, и изобилуют самыми могучими споспешествованиями к вечному своему спасению. Бог мира, Бог всякого утешения, в бескрайней доброте Своей да обогатит и исполнит этими благословениями тех, кто истинно их жаждет.

39. Особо желаем мы направить наше увещевание и наши пожелания к тем, кто является служителями религии в этих вышеназванных общинах. То суть люди, по самому своему положению первенствующие в учености и власти и несущие в сердце своем славу Божию и спасение душ. Да будут же они первыми и в радостном подчинении божественному зову и послушанию ему, и да явят другим славный пример. Их, несомненно, с переполняющей радостью примет их Мать, Церковь, и станет пестовать со всей своей любовью и заботой тех, кого сила их благородных душ привела, среди множества испытаний и тягот, обратно к ее лону. Не могут выразить слова то одобрение, которое завоюют они своей верной отвагой у братских собраний по всему католическому миру; или ту надежду или уверенность, которую заслужат они перед лицом Христа, их Судии; или награду, которую получат они от Него в царствии небесном! И мы сами всяким законным образом станем продолжать способствовать их примирению с Церковью, в котором отдельные люди и массы, как мы пылко желаем, найдут так много достойного для подражания. Тем временем, по милости любящего Господа Бога нашего, мы просим и умоляем всех верно стремиться к тому, чтобы следовать по пути божественной благодати и истины.

40. Мы повелеваем, что эти послания и все в них содержащееся, никогда не подвергалось бы сомнению или отвержению по причине ошибки или какого-либо иного дефекта, утаивающего или искажающего наше намерение, но были бы всегда действительны и имели бы силу, и ненарушимо соблюдались бы как в юридическом, так и в ином порядке, всеми, какого бы звания и положения они ни были, и объявляем лишенным силы все в этих вопросах, что может быть предпринято в противоречии им, будь то сознательно или несознательно, каким бы то ни было лицом, под какими бы то ни было полномочиями или предлогами, несмотря на какие-либо обратные указания.

41. Мы желаем, чтобы к копиям этих посланий, даже и отпечатанным, если они подписаны нотариусом и снабжены печатью лица, утвержденного в церковном достоинстве, относились с тем же доверием, с каким относились бы к выражению нашей воли путем демонстрации сих настоящих документов.

Дано в Риме, у св. Петра, в лето воплощения Господа нашего тысяча восемьсот девяносто шестое, в сентябрьские иды, нашего же понтификата в год девятнадцатый.

- Leo P.P. XIII

Примечание:

* Traditio instrumentorum (буквально - "передача инструментов") - составная часть обряда, оформляющего таинство пресвитерского рукоположения в Латинской Церкви: рукополагаемому передаются чаша и патена как "инструменты" священнического служения. Мнение, согласно которому именно это составляет материю таинства, существовало во времена Льва XIII. Далее в тексте Понтифик указывает (а Папа Пий XII в апостольской конституции "Sacramentum Ordinis" от 1947 г. подтверждает), что материей таинства рукоположения является возложение рук епископа на кандидата. - Прим. пер.
Категория: Лев XIII | Добавил: Grappe (27.03.2013)
Просмотров: 754 | Рейтинг: 0.0/0

ВНИМАНИЕ! При копировании материалов прямая активная индексируемая ссылка на сайт allvatican.ru обязательна.

Вы знали это?

Когда папа Иннокентий VIII занемог, по преданию, его пытались отпаивать кровью мальчиков. однако этот метод лечения оказался неэффективным. Понтифик преставился.

Поиск по сайту

Праздники

Католические праздники на allvatican.ru

Статистика